Степан Эрьзя и Максим
Горький
Из альбомов Е.П.Иванова
В РГАЛИ существует
архивный фонд журналиста, этнографа и театрального деятеля Евгения Платоновича
Иванова (1884–1967), автора известной книги «Меткое московское слово». Перед революцией
Иванов редактировал журнал «Театр в карикатурах», поддерживал дружеские связи
со многими литераторами и представителями театрального мира, среди которых были
А.И. Куприн, А.С.Грин, А.П.Каменский, Л.И.Андрусон, А.М.Пазухин, небезызвестный
Граф Амори (И.П.Рапгоф) и др. Родственницей Иванову со стороны матери приходилась
Аполлинария Суслова, женщина, чье имя в истории русской литературы связано с именами
Федора Достоевского и Василия Розанова. О ней и ее сестре Надежде Евг.Иванов написал
небольшие воспоминания «Дочери крестьянина Прокопия Суслова», сохранившиеся в
фонде Н.С.Ашукина (РГАЛИ. Ф. 1890. Оп. 1. Ед. хр. 84).
Интересны альбомы,
которые Иванов оформлял в виде затейливых коллажей, вклеивая туда самые разнообразные
рукописные и печатные материалы, фотографии, рисунки, денежные ассигнации и т.
п. Например — «Вечное. Роман с готовыми иллюстрациями». Среди создателей (слово
«авторы» здесь не вполне уместно), кроме Иванова, бывшего вдохновителем предприятия
— П.А.Алякринский, Д.Д.Бурлюк, Е.И.Вашков, А.С.Грин, Н.П.Смирнов-Сокольский. Эта
пародия на бульварный роман создавалась в течение двух лет, с 1915 по 1917 гг.,
напластованиями одного экспромта на другой. В романе-альбоме причудливо объединены
автографы, машинопись, рисунки, фотографии, а также открытки, вырезки из газет
и журналов, афиши, этикетки, конфетные фантики. Коллаж составляют не только приклеенные
куски ткани, но даже монеты и граммофонная пластинка — совсем в духе авангардной
живописи 1910-х гг., когда художники дополняли свои полотна реальными «фрагментами
быта».
После революции Е.П.Иванов организовал при созданном тогда (просуществовал
недолго) Профессиональном союзе артистов сцены и арены «Кафе Союза», по типу возникших
в то же время «Кафе поэтов», «Домино» и др. С эстрады читались стихи, показывались
сценические миниатюры, танцевальные номера, в зале — чай с сахарином, скромное
меню времени военного коммунизма. В заведенном Ивановым альбоме отразился первый
год существования кафе. Среди вкленных автографов находится и короткое письмо
(скорее, записка) Максима Горького сотруднику Народного комиссариата внешней торговли
М.Г.Григорьеву. Сейчас уже вряд ли возможно установить, каким образом эта
записка попала в руки коллекционера автографов Е.П.Иванова, но он поместил ее
в альбом и таким образом сберег для потомков. Записка касается известного скульптора
С.Д.Эрьзи (в конце записки Горький называет специально для Григорьева его имя-отчество
— «Степан Дмитриевич») и написана, судя по датировке вклеенной рядом газетной
вырезки, в середине октября 1920 г. Записка учтена (по фотокопии, хранящейся в
Архиве Горького) в «Летописи жизни и творчества А.М.Горького» (Вып. 3. М., 1959.
С. 250), но текст ее публикуется впервые (РГАЛИ. Ф.224. Ед.хр.4. Л.759), добавляет
новый, мелкий, но не лишний штрих к биографиям Горького и Эрьзи, свидетельствуя
об их личном знакомстве. «Наше наследие» уже рассказывало о судьбе этого
замечательного скульптора (см.: Шатских А. Степан Эрьзя. Триумф и трагедия //
Наше наследие. 1991. №5 (23). С.39-46). Эрьзя приехал в Москву из Екатеринбурга.
Там он преподавал в собственной художественной школе и создал к тому времени мраморный
бюст Карла Маркса, обелиск Свободы, монумент «Великому кузнецу мира», многофигурные
композиции «Уральские коммунисты» и «Парижские коммунары», фигуру «Народный трибун»,
задумал памятник В.И.Ленину, высеченный в естественной скале, — и одновременно
продолжал создавать скульптуры на библейские темы, к которым обратился еще до
революции, во время своего пребывания в Италии. Его «нелады» с Наркомпросом и
недостаточное внимание к его оригинальному творчеству, привели скульптора несколько
лет спустя к эмиграции в Южную Америку, где он много и плодотворно работал. На
родину Эрьзя вернулся только после Великой Отечественной войны. *
* * Михаилу Григорьевичу Григорьеву Экспортный отдел Дорогой Михаил Григорьевич! Пожалуйста примите известного скульптора
Эрьзю и поговорите с ним, — мне кажется, что он мог бы сделать кое-что полезное
для Внешторга. С Компросом у него не лады*. А.Пешков Степан
Дмитриевич. ------------------------------ * Так в тексте (прим. публ.). (материал
взят с http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6114.php)
Источник: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6114.php |