Наша кнопка
Посоветовать другу
Фотография в случайном порядке
Облако тегов:
1908 Автопортрет (Тоска) 1915 Эрзянка Автобиография С.Д.Эрьзи Голова мордовки Великий Эрьзя. Признание и трагедия 1922 Дневниковые записи воспоминаний Н.М Ева.1919. Мрамор Евгений Адамов. СТЕПАН ЭРЬЗЯ 1942 Степан Эрьзя и Сергей Есенин 1943 Женская голова (Мечта) Ева 1944 1926 Женский портрет 1946 1948 1953 Женская голова 1954 1956 1955 актриса 1920 1910 1929 1930 1912 «Русский Роден» в Баку 1917 Алатырский район – прошлое и настоя Н.П. Головченко 1938 Г Л А В А I. Алатырский район – про 2001 г. 1919 Женский портрет(Спокойствие) Аргентинка. 1944. Кебрачо Женский портрет. 1949. Альгарробо В.И. Ленин.1922-1923.Мрамор Христос.Кебрачо Аргентинка.1941.Кебрачо. Автопортрет.1947. Кебрачо Александр Невский.1931.Кебрачо масло Баня.Этюд.1911.Холст Автопортрет. 1925. Холст карандаш Автопортрет. 1909. Бумага Автопортрет. 1912. Бронза Женская голова. 1920. Мрамор Баба. 1919. Железобетон Ева. 1917. Мрамор Девушка в кокошнике. 1920. Дерево Волжский бурлак. 1930. Дерево Горе. 1933. Кебрачо Балерина. 1930. Кебрачо Балерина (Летящая).1937. Альгарробо Душа. 1930. Кебрачо Голова девочки. 1930. Дерево Ассирийка. 1031. Кебрачо Боливиец(Сосредоточенность).1933.Ке Женский портрет. 1930. Дерево Душа. Дерево Женский портрет. 1934. Кебрачо Волна (Во сне). 1938. Альгарробо Елена. 1934. Кебрачо Дьявол. 1933. Кебрачо Голова медузы. 1929. Кебрачо Аргентинка. 1940. Кебрачо Женская голова. 1943. Кебрачо Аргентинка. 1941. Кебрачо Англичанка. 1940. Дерево Балерина. 1943. Белый кебрачо Голова старика. 1943. Кебрачо Боливийская революционерка. 1944. К Женский портрет. 1940. Кебрачо Аргентинская артистка Карла Кобаль Ева Мария Дуарте де Перон. 1940. Це Ева Мария Дуарте де Перон. 1940. Це Ева Мария Дуарте де Перон. 1940. Це Аргентинская еврейка. 1946. Кебрачо Женский портрет. 1950. Кебрачо Аргентинка. 1946. Кебрачо В.И.Ленин. 1956.Кебрачо Алатырь. Начало ХХ века. Афиша к спектаклю Леда и лебедь. 1929. Кебрачо Моисей.1932.Альгарробо Автопортрет (1908 год) Марта (Смеющаяся) автопортрет калипсо Летящая Узник(Революция освободила)1920 Обнаженная (1930)
 

 

 Каталог статей

 
Главная » Статьи » Степан Дмитриевич Эрьзя » статьи

Степан Эрьзя и Максим Горький

Степан Эрьзя и Максим Горький


Из альбомов Е.П.Иванова

В РГАЛИ существует архивный фонд журналиста, этнографа и театрального деятеля Евгения Платоновича Иванова (1884–1967), автора известной книги «Меткое московское слово». Перед революцией Иванов редактировал журнал «Театр в карикатурах», поддерживал дружеские связи со многими литераторами и представителями театрального мира, среди которых были А.И. Куприн, А.С.Грин, А.П.Каменский, Л.И.Андрусон, А.М.Пазухин, небезызвестный Граф Амори (И.П.Рапгоф) и др. Родственницей Иванову со стороны матери приходилась Аполлинария Суслова, женщина, чье имя в истории русской литературы связано с именами Федора Достоевского и Василия Розанова. О ней и ее сестре Надежде Евг.Иванов написал небольшие воспоминания «Дочери крестьянина Прокопия Суслова», сохранившиеся в фонде Н.С.Ашукина (РГАЛИ. Ф. 1890. Оп. 1. Ед. хр. 84).

Интересны альбомы, которые Иванов оформлял в виде затейливых коллажей, вклеивая туда самые разнообразные рукописные и печатные материалы, фотографии, рисунки, денежные ассигнации и т. п. Например — «Вечное. Роман с готовыми иллюстрациями». Среди создателей (слово «авторы» здесь не вполне уместно), кроме Иванова, бывшего вдохновителем предприятия — П.А.Алякринский, Д.Д.Бурлюк, Е.И.Вашков, А.С.Грин, Н.П.Смирнов-Сокольский. Эта пародия на бульварный роман создавалась в течение двух лет, с 1915 по 1917 гг., напластованиями одного экспромта на другой. В романе-альбоме причудливо объединены автографы, машинопись, рисунки, фотографии, а также открытки, вырезки из газет и журналов, афиши, этикетки, конфетные фантики. Коллаж составляют не только приклеенные куски ткани, но даже монеты и граммофонная пластинка — совсем в духе авангардной живописи 1910-х гг., когда художники дополняли свои полотна реальными «фрагментами быта».

 

После революции Е.П.Иванов организовал при созданном тогда (просуществовал недолго) Профессиональном союзе артистов сцены и арены «Кафе Союза», по типу возникших в то же время «Кафе поэтов», «Домино» и др. С эстрады читались стихи, показывались сценические миниатюры, танцевальные номера, в зале — чай с сахарином, скромное меню времени военного коммунизма. В заведенном Ивановым альбоме отразился первый год существования кафе. Среди вкленных автографов находится и короткое письмо (скорее, записка) Максима Горького сотруднику Народного комиссариата внешней торговли М.Г.Григорьеву.

Сейчас уже вряд ли возможно установить, каким образом эта записка попала в руки коллекционера автографов Е.П.Иванова, но он поместил ее в альбом и таким образом сберег для потомков. Записка касается известного скульптора С.Д.Эрьзи (в конце записки Горький называет специально для Григорьева его имя-отчество — «Степан Дмитриевич») и написана, судя по датировке вклеенной рядом газетной вырезки, в середине октября 1920 г. Записка учтена (по фотокопии, хранящейся в Архиве Горького) в «Летописи жизни и творчества А.М.Горького» (Вып. 3. М., 1959. С. 250), но текст ее публикуется впервые (РГАЛИ. Ф.224. Ед.хр.4. Л.759), добавляет новый, мелкий, но не лишний штрих к биографиям Горького и Эрьзи, свидетельствуя об их личном знакомстве.

«Наше наследие» уже рассказывало о судьбе этого замечательного скульптора (см.: Шатских А. Степан Эрьзя. Триумф и трагедия // Наше наследие. 1991. №5 (23). С.39-46).

Эрьзя приехал в Москву из Екатеринбурга. Там он преподавал в собственной художественной школе и создал к тому времени мраморный бюст Карла Маркса, обелиск Свободы, монумент «Великому кузнецу мира», многофигурные композиции «Уральские коммунисты» и «Парижские коммунары», фигуру «Народный трибун», задумал памятник В.И.Ленину, высеченный в естественной скале, — и одновременно продолжал создавать скульптуры на библейские темы, к которым обратился еще до революции, во время своего пребывания в Италии. Его «нелады» с Наркомпросом и недостаточное внимание к его оригинальному творчеству, привели скульптора несколько лет спустя к эмиграции в Южную Америку, где он много и плодотворно работал. На родину Эрьзя вернулся только после Великой Отечественной войны.

* * *

Михаилу Григорьевичу Григорьеву

Экспортный отдел

Дорогой Михаил Григорьевич!

Пожалуйста примите известного скульптора Эрьзю и поговорите с ним, — мне кажется, что он мог бы сделать кое-что полезное для Внешторга. С Компросом у него не лады*.


А.Пешков

Степан Дмитриевич.

------------------------------

* Так в тексте (прим. публ.).

(материал взят с http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6114.php)


Источник: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6114.php
Категория: статьи | Добавил: admin (11.10.2009)
Просмотров: 5514 | Теги: Степан Эрьзя и Максим Горький | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 12.05.2024, 02:55

Site home
Категории раздела
статьи [18]
Поиск
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Каталог ссылок, Top 100. Яндекс цитирования


Copyright MyCorp © 2024 Хостинг от uCoz


Copyright MyCorp © 2024 Хостинг от uCoz