"История одного шедевра"В этом году исполняется 130 лет со
дня рождения всемирно известного скульптора Степана Эрьзи. В историко-краеведческом
музее экспонируется мраморная скульптура художника «Малая Ева», которая датируется
приблизительно 1920 годом. История этого произведения по-своему драматична. В
апреле 1921 года С.Эрьзя, Е.Мроз и С.Волнухин – учитель и друг Степана Дмитриевича
выехали из Москвы в Геленджик. Ехали около месяца с большими трудностями. Эрьзя
вез целый вагон своих произведений. Первой остановкой по пути следования был город
Новороссийск. Скульптор оставил свои работы в этом городе. По первой версии, Наркомпросгорода
предоставил ему сарай для скульптур, по второй - Эрьзя хранил свои произведения
в мастерской местного скульптора Петра Федорова. В Новороссийске остался и С.Волнухин,
а Степан Дмитриевич и Елена Мроз отправились в Геленджик. Судьба некоторых
из этих работ до сих пор остается неизвестной. Уезжая за границу в 1926
году, скульптор вывез большую часть своих произведений для экспонирования во Францию.
Какая часть его произведений и почему осталась в Новороссийске, неизвестно? Среди
них оказалась и «Малая Ева». Вероятно, что помещение, в котором находились
его скульптуры, не охранялось, т.к. в это время Эрьзя с Е.Мроз жили в Геленджике
(с мая до поздней осени), и часть работ была просто расхищена. Или, уезжая из
Новороссийска, художник оставил некоторые свои работы: они могли показаться ему
неперспективными в творческом плане, рядом с уже найденными вариантами, которые
он воплотил в других своих произведениях. Директор Новороссийской художественной
школы В.Сердюк вспоминал, что будучи еще ребенком, он видел во дворе новороссийского
музея около десяти скульптур неизвестных авторов. Вполне возможно, среди них находились
и работы С.Эрьзи. Честь открытия статуи «Малая Ева» для жителей Кубани принадлежит
Владимиру Сердюку. Яркая личность С. Эрьзи всегда привлекала к себе незаурядных
и талантливых людей. Владимир Ильич – скульптор, педагог, общественный деятель,
член инициативной группы по созданию Новороссийского городского исторического
общества. Краевед, прекрасный популяризатор истории города и края, заслуженный
работник культуры Кубани. Первый лауреат гран-при общественной премии имени Н.Раевского-младшего,
которое учредило Новороссийское историческое общество. Первоначально «Малая
Ева» была найдена в 70-х годах прошлого века при рытье котлована под фундамент
здания. Затем долгое время находилась в помещении художественных мастерских Новороссийска,
где ее и нашел Владимир Ильич. Очистив от грязи и мусора, он увидел обнаженную
фигуру молодой женщины. Являясь скульптором, Сердюк сразу оценил работу талантливого
мастера. Высота скульптуры 135 см, выполнена из уральского мрамора. На голове
два шрама, свидетельствующие о том, что ее, видимо, пытались расколоть на мраморную
крошку. В конце 60-х годов прошлого века вышел правительственный циркуляр
об изъятии из учреждений культуры произведений, не имеющих идеологической и художественной
ценности. Работы из мрамора стали разбивать на мраморную крошку. Авторство
С.Эрьзи не вызывает сомнений, т.к. композиционное и пластическое решение данной
фигуры выполнено в присущей ему манере, методом «прямой рубки». Несмотря на то,
что скульптор не закончил эту работу, она очень выразительна: плавные линии, сглаженные
переходы тела. «Ева» в переводе с древнееврейского означает «жизнь», «живая».
Изображена юная женщина, голова ее грациозно наклонена к плечу, это создает впечатление
закрытости, стыдливости. Моделью послужила геленджичанка Е.Мроз – жена и ученица
скульптора, которая 10 лет была для художника идеалом женственности и красоты… Входишь
в зал музея, и взгляд останавливается на фигуре «Малой Евы». Она словно выступает
из мрака забвения и непонимания. И предстает перед нами вечно молодая и прекрасная,
как сама жизнь. Т.Небиеридзе, научный сотрудник городского музея. 29.07.2006 из
Недели Геленджика номер 29 2006г.
Источник: http://www.divnomorsk.ru/history/article16.htm |