Наша кнопка
Посоветовать другу
Фотография в случайном порядке
Облако тегов:
1908 Автопортрет (Тоска) 1915 Эрзянка Автобиография С.Д.Эрьзи Голова мордовки Великий Эрьзя. Признание и трагедия 1922 Дневниковые записи воспоминаний Н.М Ева.1919. Мрамор Евгений Адамов. СТЕПАН ЭРЬЗЯ 1942 Степан Эрьзя и Сергей Есенин 1943 Женская голова (Мечта) Ева 1944 1926 Женский портрет 1946 1948 1953 Женская голова 1954 1956 1955 актриса 1920 1910 1929 1930 1912 «Русский Роден» в Баку 1917 Алатырский район – прошлое и настоя Н.П. Головченко 1938 Г Л А В А I. Алатырский район – про 2001 г. 1919 Женский портрет(Спокойствие) Аргентинка. 1944. Кебрачо Женский портрет. 1949. Альгарробо В.И. Ленин.1922-1923.Мрамор Христос.Кебрачо Аргентинка.1941.Кебрачо. Автопортрет.1947. Кебрачо Александр Невский.1931.Кебрачо масло Баня.Этюд.1911.Холст Автопортрет. 1925. Холст карандаш Автопортрет. 1909. Бумага Автопортрет. 1912. Бронза Женская голова. 1920. Мрамор Баба. 1919. Железобетон Ева. 1917. Мрамор Девушка в кокошнике. 1920. Дерево Волжский бурлак. 1930. Дерево Горе. 1933. Кебрачо Балерина. 1930. Кебрачо Балерина (Летящая).1937. Альгарробо Душа. 1930. Кебрачо Голова девочки. 1930. Дерево Ассирийка. 1031. Кебрачо Боливиец(Сосредоточенность).1933.Ке Женский портрет. 1930. Дерево Душа. Дерево Женский портрет. 1934. Кебрачо Волна (Во сне). 1938. Альгарробо Елена. 1934. Кебрачо Дьявол. 1933. Кебрачо Голова медузы. 1929. Кебрачо Аргентинка. 1940. Кебрачо Женская голова. 1943. Кебрачо Аргентинка. 1941. Кебрачо Англичанка. 1940. Дерево Балерина. 1943. Белый кебрачо Голова старика. 1943. Кебрачо Боливийская революционерка. 1944. К Женский портрет. 1940. Кебрачо Аргентинская артистка Карла Кобаль Ева Мария Дуарте де Перон. 1940. Це Ева Мария Дуарте де Перон. 1940. Це Ева Мария Дуарте де Перон. 1940. Це Аргентинская еврейка. 1946. Кебрачо Женский портрет. 1950. Кебрачо Аргентинка. 1946. Кебрачо В.И.Ленин. 1956.Кебрачо Алатырь. Начало ХХ века. Афиша к спектаклю Леда и лебедь. 1929. Кебрачо Моисей.1932.Альгарробо Автопортрет (1908 год) Марта (Смеющаяся) автопортрет калипсо Летящая Узник(Революция освободила)1920 Обнаженная (1930)
 

 

 Каталог статей

 
Главная » Статьи » Степан Дмитриевич Эрьзя » статьи

"История одного шедевра"

"История одного шедевра"

В этом году исполняется 130 лет со дня рождения всемирно известного скульптора Степана Эрьзи. В историко-краеведческом музее экспонируется мраморная скульптура художника «Малая Ева», которая датируется приблизительно 1920 годом. История этого произведения по-своему драматична.

В апреле 1921 года С.Эрьзя, Е.Мроз и С.Волнухин – учитель и друг Степана Дмитриевича выехали из Москвы в Геленджик. Ехали около месяца с большими трудностями. Эрьзя вез целый вагон своих произведений. Первой остановкой по пути следования был город Новороссийск. Скульптор оставил свои работы в этом городе. По первой версии, Наркомпросгорода предоставил ему сарай для скульптур, по второй - Эрьзя хранил свои произведения в мастерской местного скульптора Петра Федорова. В Новороссийске остался и С.Волнухин, а Степан Дмитриевич и Елена Мроз отправились в Геленджик.

Судьба некоторых из этих работ до сих пор остается неизвестной.

Уезжая за границу в 1926 году, скульптор вывез большую часть своих произведений для экспонирования во Францию. Какая часть его произведений и почему осталась в Новороссийске, неизвестно? Среди них оказалась и «Малая Ева».

Вероятно, что помещение, в котором находились его скульптуры, не охранялось, т.к. в это время Эрьзя с Е.Мроз жили в Геленджике (с мая до поздней осени), и часть работ была просто расхищена. Или, уезжая из Новороссийска, художник оставил некоторые свои работы: они могли показаться ему неперспективными в творческом плане, рядом с уже найденными вариантами, которые он воплотил в других своих произведениях.

Директор Новороссийской художественной школы В.Сердюк вспоминал, что будучи еще ребенком, он видел во дворе новороссийского музея около десяти скульптур неизвестных авторов. Вполне возможно, среди них находились и работы С.Эрьзи.

Честь открытия статуи «Малая Ева» для жителей Кубани принадлежит Владимиру Сердюку. Яркая личность С. Эрьзи всегда привлекала к себе незаурядных и талантливых людей. Владимир Ильич – скульптор, педагог, общественный деятель, член инициативной группы по созданию Новороссийского городского исторического общества. Краевед, прекрасный популяризатор истории города и края, заслуженный работник культуры Кубани. Первый лауреат гран-при общественной премии имени Н.Раевского-младшего, которое учредило Новороссийское историческое общество.

Первоначально «Малая Ева» была найдена в 70-х годах прошлого века при рытье котлована под фундамент здания. Затем долгое время находилась в помещении художественных мастерских Новороссийска, где ее и нашел Владимир Ильич. Очистив от грязи и мусора, он увидел обнаженную фигуру молодой женщины. Являясь скульптором, Сердюк сразу оценил работу талантливого мастера. Высота скульптуры 135 см, выполнена из уральского мрамора. На голове два шрама, свидетельствующие о том, что ее, видимо, пытались расколоть на мраморную крошку.

В конце 60-х годов прошлого века вышел правительственный циркуляр об изъятии из учреждений культуры произведений, не имеющих идеологической и художественной ценности. Работы из мрамора стали разбивать на мраморную крошку.

Авторство С.Эрьзи не вызывает сомнений, т.к. композиционное и пластическое решение данной фигуры выполнено в присущей ему манере, методом «прямой рубки». Несмотря на то, что скульптор не закончил эту работу, она очень выразительна: плавные линии, сглаженные переходы тела. «Ева» в переводе с древнееврейского означает «жизнь», «живая». Изображена юная женщина, голова ее грациозно наклонена к плечу, это создает впечатление закрытости, стыдливости. Моделью послужила геленджичанка Е.Мроз – жена и ученица скульптора, которая 10 лет была для художника идеалом женственности и красоты…

Входишь в зал музея, и взгляд останавливается на фигуре «Малой Евы». Она словно выступает из мрака забвения и непонимания. И предстает перед нами вечно молодая и прекрасная, как сама жизнь.

Т.Небиеридзе, научный сотрудник городского музея.

29.07.2006
из Недели Геленджика номер 29 2006г.



Источник: http://www.divnomorsk.ru/history/article16.htm
Категория: статьи | Добавил: admin (19.10.2009)
Просмотров: 3573 | Теги: История одного шедевра | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 13.05.2024, 01:23

Site home
Категории раздела
статьи [18]
Поиск
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Каталог ссылок, Top 100. Яндекс цитирования


Copyright MyCorp © 2024 Хостинг от uCoz


Copyright MyCorp © 2024 Хостинг от uCoz