Наша кнопка
Посоветовать другу
Фотография в случайном порядке
Облако тегов:
1908 Автопортрет (Тоска) 1915 Эрзянка Автобиография С.Д.Эрьзи Голова мордовки Великий Эрьзя. Признание и трагедия 1922 Дневниковые записи воспоминаний Н.М Ева.1919. Мрамор Евгений Адамов. СТЕПАН ЭРЬЗЯ 1942 Степан Эрьзя и Сергей Есенин 1943 Женская голова (Мечта) Ева 1944 1926 Женский портрет 1946 1948 1953 Женская голова 1954 1956 1955 актриса 1920 1910 1929 1930 1912 «Русский Роден» в Баку 1917 Алатырский район – прошлое и настоя Н.П. Головченко 1938 Г Л А В А I. Алатырский район – про 2001 г. 1919 Женский портрет(Спокойствие) Аргентинка. 1944. Кебрачо Женский портрет. 1949. Альгарробо В.И. Ленин.1922-1923.Мрамор Христос.Кебрачо Аргентинка.1941.Кебрачо. Автопортрет.1947. Кебрачо Александр Невский.1931.Кебрачо масло Баня.Этюд.1911.Холст Автопортрет. 1925. Холст карандаш Автопортрет. 1909. Бумага Автопортрет. 1912. Бронза Женская голова. 1920. Мрамор Баба. 1919. Железобетон Ева. 1917. Мрамор Девушка в кокошнике. 1920. Дерево Волжский бурлак. 1930. Дерево Горе. 1933. Кебрачо Балерина. 1930. Кебрачо Балерина (Летящая).1937. Альгарробо Душа. 1930. Кебрачо Голова девочки. 1930. Дерево Ассирийка. 1031. Кебрачо Боливиец(Сосредоточенность).1933.Ке Женский портрет. 1930. Дерево Душа. Дерево Женский портрет. 1934. Кебрачо Волна (Во сне). 1938. Альгарробо Елена. 1934. Кебрачо Дьявол. 1933. Кебрачо Голова медузы. 1929. Кебрачо Аргентинка. 1940. Кебрачо Женская голова. 1943. Кебрачо Аргентинка. 1941. Кебрачо Англичанка. 1940. Дерево Балерина. 1943. Белый кебрачо Голова старика. 1943. Кебрачо Боливийская революционерка. 1944. К Женский портрет. 1940. Кебрачо Аргентинская артистка Карла Кобаль Ева Мария Дуарте де Перон. 1940. Це Ева Мария Дуарте де Перон. 1940. Це Ева Мария Дуарте де Перон. 1940. Це Аргентинская еврейка. 1946. Кебрачо Женский портрет. 1950. Кебрачо Аргентинка. 1946. Кебрачо В.И.Ленин. 1956.Кебрачо Алатырь. Начало ХХ века. Афиша к спектаклю Леда и лебедь. 1929. Кебрачо Моисей.1932.Альгарробо Автопортрет (1908 год) Марта (Смеющаяся) автопортрет калипсо Летящая Узник(Революция освободила)1920 Обнаженная (1930)
 

 

 Каталог статей

 
Главная » Статьи » Степан Дмитриевич Эрьзя » статьи

Путем Эрьзи
Александр Бараев
Путем Эрьзи

 

В жизни человека неприметный случай может круто изменить всю его судьбу. В 1967 году 33-летний москвич артист цирка и эстрады Михаил Ильяев оказался на гастролях в киргизском местечке Сокулук. Как-то утром он пошёл покупать газеты в киоске и увидел в витрине разложенные для просмотра открытки с репродукциями произведений незнакомого ему скульптора со странной фамилией ЭРЬЗЯ.

Художественные образы, созданные ваятелем из дерева под названием кебрачо, буквально ошеломили молодого человека. Тёмно-коричневое дерево с красивой фактурой оказалось соучастником замыслов автора, который оставлял в отдельных местах его кору и корневища для придания большей выразительности создаваемым образам.

«Неужели человеческая рука способна была создать такие шедевры?» – подумал он в тот момент.
В жизни не бравший в руки ни кисть, ни тем более резец, Михаил почувствовал неукротимое желание попробовать себя в неведомом жанре – резьбе по дереву.

Разумеется, поначалу Ильяеву пришлось осваивать простейшие приёмы обработки дерева. Он перепробовал в работе многие породы деревьев: липу, дуб, ясень, берёзу, самшит и даже красное дерево. Мечтал познакомиться, наконец, с легендарным кебрачо, в котором творил Эрьзя.

И вновь судьба ему благоволила. Он разыскал людей, лично знавших Степана Дмитриевича Нефёдова (Эрьзя – псевдоним скульптора, это название народности мордвы). Среди них оказались и бывший советский посол в Аргентине М. Сергеев, благодаря усилиям которого Степан Эрьзя, пробывший долгие годы в Аргентине, вернулся на родину, и ученицы скульптора – А.А. Рубцова и Е. Мроз. Ильяев встретился также и с Юлией Кун, работавшей с Эрьзей в Аргентине. Она рассказала Михаилу много подробностей о творчестве скульптора на чужбине, поделилась секретами обработки им кебрачо, твёрдого как железо, подарила оставшиеся у неё куски кебрачо, набор фигурных рашпилей и стамесок и самое драгоценное – первую бормашину самого Эрьзи, изготовленную для него в Буэнос-Айресе.

Талант и редкостное трудолюбие позволили Михаилу Ильяеву превратиться в художника по дереву высшего класса. Он создал в дереве портреты многих выдающихся людей: Степана Эрьзи, Льва Толстого, В.И. Ленина, Николая Гоголя, академика В.И. Вернадского, Индиры Ганди, американской общественной деятельницы Анджелы Дэвис, Иоганна Себастьяна Баха, Петра Великого…
Некоторые из этих скульптур приобретены нашими музеями.

Более четверти века руководит Ильяев школой резьбы по дереву, находящейся в Большом Овчинниковском переулке (д. 4, стр. 5). Михаил Ильяев много времени и сил отдаёт не только приобщению пытливых и трудолюбивых людей к прекрасному – искусству художественной резьбы по дереву, но и не прекращает ни на день пропаганды творчества своего заочного Учителя. Михаил не раз поднимал перед городскими властями вопрос о создании музея Эрьзи в Москве, где Степан Дмитриевич работал почти 20 лет. Он один из инициаторов создания памятника великому скульптору.
Ильяев всегда мечтал попасть в Аргентину, в Буэнос-Айрес, где об Эрьзе тоже свято хранят память аргентинцы, небезосновательно считая его своим национальным героем.

И мечта Михаила Давидовича Ильяева уже дважды осуществилась. В марте 1999 г. по приглашению выходца из России Владимира Беликова скульптор смог посетить места, где жил и творил Степан Эрьзя.

При содействии дирекции музеев Буэнос-Айреса и тогдашнего российского атташе по культуре Василия Борисенко Ильяев организовал вечер памяти Эрьзи, на котором рассказал собравшимся о творчестве Эрьзи в России, о том, как чтут его память соотечественники, посещают Музей Степана Эрьзи в г. Саранске, в Мордовии, на его родине.

После мемориального вечера приглашённые лица, знавшие Степана Эрьзю в Аргентине, передали Ильяеву в дар многие интересные материалы – книги и статьи, написанные о нём в Южной Америке, редкие фотографии. Михаилу посчастливилось увидеть две работы Эрьзи «Авиатор» и «Отдых», о судьбе которых ничего не было известно в России. По возвращении из Буэнос-Айреса М. Ильяев опубликовал по собранным материалам книгу «Эрьзя вдохновил»…

Вторая поездка в Аргентину состоялась летом 2003 года, когда он сумел договориться о продаже работ знаменитого скульптора российским частным коллекционерам.

Ильяев не только помог вернуть в Россию четыре не известные ранее нашим искусствоведам работы Степана Эрьзи. Он блестяще провёл экспертизу работ, приписывавшихся Эрьзе, но оказавшихся подделками.

Годы не сказываются на неуёмном характере талантливого мастера художественной резьбы по дереву. Ильяев пишет книги по технике обработки дерева для превращения его в удивительные произведения искусства, собирается принять участие в публикации уникальной рукописи Юрия Папорова, долгое время дружившего со Степаном Дмитриевичем в Аргентине. Рукопись и является оригинальным биографическим очерком о жизни и творчестве великого скульптора. Она была утеряна в одном издательстве, но нашёлся её дубликат, который позволит для читателей открыть «неизвестного Степана Эрьзю».


Оригинал статьи: http://www.lgz.ru/1138



Источник: http://www.rezbaderevo.ru/topic.php?topic_id=3
Категория: статьи | Добавил: admin (20.10.2009) | Автор: Александр Бараев
Просмотров: 5285 | Теги: Путем Эрьзи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 13.05.2024, 21:37

Site home
Категории раздела
статьи [18]
Поиск
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Каталог ссылок, Top 100. Яндекс цитирования


Copyright MyCorp © 2024 Хостинг от uCoz


Copyright MyCorp © 2024 Хостинг от uCoz